Main Menu

Солнце мировой поэзии

Так азербайджанского классика Низами Гянджеви называли ещё при жизни. Он был поэтом первой величины среди творцов Востока. А Восток  в ХII веке считался центром мировой культуры.

В этом году весь мир отмечает юбилейную дату — 870-летие рождения выдающегося азербайджанского поэта Низами Гянджеви. Кыргызстан тоже не остался в стороне. В республиканских  газетах было много публикаций. К сожалению, на мой взгляд, не вся информация, представленная в них, была достаточно точной.
Да, действительно, наследие Низами вошло в сокровищницу мировой культуры. и это неоспоримый факт. Он по праву является основоположником восточной классики ХII века, когда Восток был центром мировой культуры.  В своих стихах Низами говорит,  что он знаком с разными науками. Это подтверждается и его творчеством, в котором встречаются  ссылки на  астрономию, математику, историю, философию.
Помимо родного азербайджанского, Низами блестяще владел персидским и арабским языками,  на  них знал литературу. Но в основном он писал  на  фарси,  тогда  именно этот язык считался, как сказали бы теперь, государственным. И такие поэты, как Фирдоуси, Низами, Омар Хайям, во многом и сформировали его как язык поэзии.
Полное имя Низами Гянджеви — Абу Мухаммед Ильяс ибн  Юсиф.  Мухаммед — его сын. Ильяс — имя поэта, а Юсиф — его отец. Низами — псевдоним, а Гянджеви — это место, где он родился.
Низам — низами — низамламаг — на  арабском означают порядок, поведение, упорядочить. Это слова одного корня. В средние века во многих государствах Востока  визиря  называли низам ал-мулк, и это был  высокий титул, обозначавший человека, устанавливающего  порядок в стране.
Низами как  псевдоним, данный поэту народом, означает «владеющий словом», то есть мастер слова, обладающий поэтическим даром, умеющий образно выражать свою мысль  и тем самым устанавливающий определенный порядок как основу  в мире поэзии.
Родился Низами Гянджеви в     1141 г. в семье ремесленников в Азербайджане, в городе Гянджа. Получил образование в мадрасе. По свидетельству историков, он постоянно жил и творил там, никуда не уезжая, а поэтому и называют его Гянджеви.  Город   расположен у подножия Малого Кавказского хребта, на реке Гянджачай. Основан приблизительно в VI в. н.э. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине — арабами.   В 1139 году произошло большое землетрясение, которое превратило город в развалины. А потом его заново построили. В результате землетрясения образовался ряд живописных озёр: Гёк-Гёль, Марал-Гёль, Джейран-Гёль, Ордек-Гёль, Зали-Гёль, Аг-Гёль, Гара-Гёль и Шамлы-Гёль.
Историческое название  Гянджи в переводе  означает «сокровищница». Когда-то этот старинный  город был столицей Азербайджана. Но за свою долгую историю его  несколько раз переименовывали. В 1804 году при царе Николае I  дали название Елизаветполь, а в советское время —  Кировабад. Историческое имя возвращено городу  после распада СССР.
Об эпохе Низами свидетельствует историческая часть города, в которой ещё сохранились остатки крепостных стен, башен, мостов, караван-сарай  — место стоянки и отдыха торговых караванов, здание бывшей ханской канцелярии, мавзолеи, мечети.
Действительно, Низами оставил большое наследие в разных жанрах: газели, касыды, рубаи и другие стихотворения. Вершиной его творчества явились эпические произведения, объединенные в «Пятерицу» и принесшие поэту мировую славу. Это широкие полотна, отразившие не только важнейшие события исторического прошлого, но и действительность, современную поэту. Его произведения  напоминают романы, изложенные стихами. Главные пять больших поэм собраны в сборник, который называется “Хамсе”, что и означает “Пятерица”.  В 1176 г. им была написана первая из этих поэм — «Сокровищница тайны», в 1180 г. — «Хосров и Ширин», в 1188г. — «Лейли и Меджнун», в 1197г. — «Семь красавиц», в 1200 г. — «Искендер-наме» о великом Александре Македонском.
Низами Гянджеви любили не только за прекрасные стихи. Народ уважал его за мудрость и скромный образ жизни. И если Низами посвящал  свои произведения шаху или султану, порою воздавая хвалу их личностям, то делал это не по принуждению, а по своему разумению. Он никогда не унижал своего пера продажными одами.
Поэт очень хорошо знал жизнь народа, тонко понимал людей и их настроения. Он любил и изучал историю, прекрасно знал народные сказания и сказки, и эта связь с народным творчеством помогала ему еще лучше писать свои произведения.
Стихи Низами всегда читали и любили многие поколения не только азербайджанцев. Он почитаем как классик восточной литературы и у других народов мира. И до сих пор нам близки те мысли, которые Низами художественно излагает в своих стихах. В одном из своих произведений он писал:

Бывает, что любовь
пройдет сама,
Ни сердца не затронув,
ни ума;
То не любовь, а юности
забава.
Нет у любви бесследно
сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю
человек.

800-летие поэта совпало с началом Великой Отечественной войны, в связи с этим празднование юбилея перенесли на  1947 год. Писатель Николай Тихонов вспоминал: «Мы  отмечали день  рождения  Низами Гянджеви в осажденном Ленинграде. В  холодных залах Эрмитажа читался доклад, звучали приветливые слова». Кстати, именно  с началом войны и стали выпускать  большим тиражом произведения  Низами и книги, связанные с его именем. Например, «Искендер-наме», «Семь красавиц» — в 1941 г., «Лейли и Меджнун» — в 1942 г., «Низами и родина» Г.Араслы в 1942 г., «Памятники азербайджанского зодчества эпохи Низами» И. Шеблыкина в 1943 г. Это говорит о том, что в  самые тяжелые минуты народ и армия нуждались в его моральной поддержке.
История поэта на этом не заканчивается.
Здесь, в Бишкеке, живёт замечательный человек — профессор Ариф Пашаевич Камарли. Он родом из Гянджи, земляк Низами. Ещё будучи школьником, в 1946 году, после войны, Ариф Камарли участвовал в торжественном  открытии памятника  Низами в городе Гяндже. Вместе с супругой  Офелией-ханум они сохранили в своей речи весь гянджинский колорит, а также обычаи и кулинарию. После окончания аспирантуры Ариф  Пашаевич защитил кандидатскою диссертацию в Москве, и ему предложили работу по специальности в ряде союзных городов, среди которых был и Фрунзе — ныне Бишкек. «Встреча в 1955 г. на выставке в Москве с  Темирбеком Худайбергеновичем Кошоевым, тогда студентом, в корне изменила мою  жизнь,  — вспоминает  ученый. — Он предложил мне поехать работать в  Кыргызстан. С того времени живу здесь и нисколько не жалею, что приехал сюда.  Но тесно  связан я и с Родиной».
Автор этих строк тоже был свидетелем того, как поэзия Низами влияла на окружающую жизнь. Будучи школьником и живя в Азербайджане, я как-то отправился на экскурсию в город Шеки  (старое название Нуха), где сохранился дворец местных ханов — «шеки хан сарайы», построенный в 1762 году. Возведенный без единого гвоздя и  украшенный резьбой на фасаде, дворец прекрасно сохранился. На его стенах — росписи, выполненные художником Фирузом по мотивам произведений Низами «Семь красавиц», «Хосров и Ширин» и «Лейли и Меджнун».
Единственный портрет Низами, написанный художником Г. Халыковым в 1940 году, стал шедевром и классическим оригиналом на  все времена. Азербайджанский классик М.С. Ордубади  посвятил жизни и творчеству великого поэта исторический роман «Меч и перо». Наш уважаемый писатель Чингиз Айтматов назвал свою дочку-красавицу Ширин именем  главной героини поэмы «Хосров и Ширин».
Произведения Низами   были изданы много раз и на многих языках  мира, в том  числе на кыргызском.
Что касается города Гянджи, то, как ни странно, он непосредственно и неразрывными узами связан с  Бишкеком.  И объединяет их Великий Шелковый путь. Гянджа и возникла-то как поселение на этом караванном пути из-за благоприятного географического расположения.
…Зашло солнце на склоне горы Кяпаз, как будто произошло всемирное затмение, — не стало великого Низами. Его  похоронили в 1209 г. в Гяндже, у дороги, которая была Великим Шёлковым путём. В 1947 г. на его могиле построили мавзолей. Сюда приезжает много людей из разных стран, чтобы вспомнить великого поэта.
Невзирая на то что прошло много-много лет, это солнце светит  по-прежнему.

Ильхам АСАДОВ.

 






Добавить комментарий